Стратегия формирования инклюзивной среды в современном вузе

By Петр А. Петряков | February 26, 2017

Резюме:В статье раскрывается сущность стратегии инклюзии как одной из приоритетных стратегий организационного развития современного вуза, обеспечивающей формирование инклюзивной образовательной среды. Целью данной стратегии является создание университета равных возможностей, позволяющего всем студентам получить качественное высшее образование. Подробно описывается комплекс организационно-управленческих и педагогических мер, направленных на эффективное управление многообразием в университете.
Ключевые слова: Инклюзивная среда, многообразие, стратегия инклюзии, высшее образование, университет равных возможностей

Summary (Petr A. Petryakov: The strategy to form an inclusive environment in the modern University): The article reveals the essence of the inclusion strategy as one of the priority strategies of organizational development of the modern university, ensuring the formation of an inclusive educational environment. The aim of this strategy is the creation of the equal opportunities university, where all students receive a qualitative higher education. Describes in detail the set of organizational, managerial and educational measures aimed at effective diversity management of the university.
Keywords: Inclusive environment, diversity, strategy of inclusion, higher education, University of equal opportunities

Zusammenfassung (Pjotr A. Petryakov: Zur Strategie der Herausbildung des inklusiven Raumes an einer heutigen Hochschule): Im Artikel wird das Wesen der Inklusionsstrategie als eine der prioritären Strategien der Organisationsentwicklung der gegenwärtigen Hochschule charakterisiert, die die Gestaltung eines inklusiven Bildungsraumes ermöglicht. Ziel dieser Strategie ist die Ausgestaltung einer Universität mit gleichen Möglichkeiten der Erlangung qualitativ hochwertiger höherer Bildung für alle Studierenden. Konkret beschrieben wird der Komplex der organisatorischen, verwaltungstechnischen und pädagogischen Maßnahmen, die auf eine effektive Gestaltung der Vielfalt an einer Universität gerichtet sind.
Schlüsselwörter: inklusiver Raum, Vielfalt, Inklusionsstrategie, Hochschulbildung, Universität gleicher Möglichkeiten


Современные российские и зарубежные вузы являются гетерогенными организациями, включающими различные группы обучающихся и сотрудников, которые отличаются по различным признакам: этническая и религиозная принадлежность, состояние здоровья, физическое и интеллектуальное развитие, степень одаренности.

Гетерогенная организация высшего образования – это не абстрактное понятие. Это переплетение судеб различных людей, их неповторимых биографий, чувств, переживаний, взглядов на жизнь университета и множество проблем, с которыми эти люди сталкиваются во время обучения в университете. Гетерогенность людей – это данность, существующая в каждом обществе, и только в том случае, если различия выстраиваются в иерархию, если их начинают делить на «хорошие и плохие», если они становятся политикой группы или воспринимаются как помеха или препятствие, только тогда они становятся проблемой. И даже если людям более комфортна гомогенность, поскольку она означает ясность, предсказуемость, доверительность, в большинстве сфер жизнедеятельности, мы сталкиваемся с гетерогенностью и должны констатировать, что гетерогенность и плюрализм сегодня являются во всём мире актуальными политическими, экономическими и педагогическими темами (Певзнер [Pevzner], 2014, с. 25).

Для того чтобы учесть это многообразие и научиться им управлять, университеты должны сформировать инклюзивную образовательную среду. Создание такой среды предполагает комплекс управленческих, организационных и педагогических мер, которые обеспечивают реализацию стратегии инклюзии. Данная стратегия в современных условиях должна стать одним из важных приоритетов организационного развития вуза. При этом значимым является то, на какую идеологию инклюзивного образования будет опираться разработанная в университете концепция. Сегодня в различных странах появилось немало нормативных документов, обязывающих руководство вуза создавать необходимые условия для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ. Однако ограничиваться только этой гетерогенной группой было бы неправильно. Наиболее продуктивной стратегией управления вузом как гетерогенной организацией нам представляется стратегия, в основе которой лежит широкое философско-педагогическое видение инклюзивного образования. В соответствии с этим видением, основной целью инклюзивного образования в высшей школе является построение университета равных возможностей.

Какой университет сегодня можно назвать университетом равных возможностей? На наш взгляд, это вуз, который создает условия, позволяющие всем студентам и аспирантам, независимо от особенностей их физического развития, состояния здоровья, этнического происхождения, религиозных взглядов, мировоззрения получить качественное высшее образование, участвовать в научно-исследовательской, культурно-досуговой и иных видах деятельности без проявления по отношению к ним дискриминации, при уважении и признании академическим сообществом их особенностей, прав и свобод. Иными словами, университет равных возможностей – это вуз, сумевший преодолеть стереотипы, складывающиеся вокруг отдельных гетерогенных групп и создавший в своей организации инклюзивную образовательную среду.

Одним из таких стереотипов является мнение, что иностранные студенты или школьники – выходцы из семей мигрантов добиваются меньших учебных достижений, чем представители коренной национальности. Во многих случаях, это действительно имеет место, о чём свидетельствует международное сравнительное исследование PISA. Однако этот стереотип может быть быстро разрушен, если мы вспомним о так называемом «Лондонском эффекте», отражающем парадоксальные аспекты школьного обучения молодых иммигрантов в Великобритании. Суть «Лондонского эффекта» заключается в том, что в школах Лондона выявлен значительный прогресс в образовательной деятельности учащихся, превышающий средние аналогичные показатели у школьников, обучающихся в других частях Англии, почти на 10%. Ученые выявили причину такой ситуации – это этнический состав учащихся в сочетании с притоком большого числа недавних мигрантов, которые и создают «Лондонский эффект» (Зборовский& Шуклина [Zborovsky &Shuklina]2016, с. 158-167). Эффект исчезает, если факт этнической принадлежности нивелируется. Дети недавних эмигрантов, как правило, более мотивированы, связывают больше надежд и ожиданий с образованием и поэтому более активны и работоспособны.

Создание инклюзивной среды образовательной организации – сложный, трудоемкий, многоплановый процесс, включающий в себя не только изменения архитектурного дизайна зданий, обеспечение техническими средствами обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, но, прежде всего, подготовку педагогов, способных работать в мире многообразия, способных таким многообразием руководить в условиях гетерогенной организации, которой сегодня является вуз.

Следует отметить, что любая, даже самая правильная стратегия требует продуманной системы организационных и педагогических мер, позволяющих эту стратегию успешно реализовать.

К организационно-управленческим мерам можно отнести создание организационных структур в университете по вопросам инклюзивного образования. В качестве таковых могут выступать советы по инклюзивному образованию, советы по гармонизации межкультурных и межэтнических отношений, уполномоченные по делам инклюзии, различные компетентностные центры. К числу первоочередных организационных мер можно отнести также разработку «Дорожной карты» создания доступной среды для лиц с ОВЗ, паспортизацию образовательных объектов и услуг, создание инфраструктуры инклюзивного образования, мест для самостоятельной работы студентов с особыми потребностями, приобретение учебных материалов и программного обеспечения для иностранных студентов, а также выходцев из семей мигрантов и вынужденных переселенцев.

Наряду с организационно-управленческими мерами особый смысл при создании инклюзивной среды приобретают педагогические меры, которые разрабатываются в нескольких направлениях:

  • формирование специального содержания образования для студентов с особыми потребностями, например, специализированных адаптационных дисциплин или модулей;
  • создание учебных программ, обеспечивающих подготовку будущих педагогов к работе с гетерогенными группами и организациями;
  • включение представителей гетерогенных групп в подготовку и проведение совместных мероприятий, что обеспечивает ценностное отношение к многообразию, гетерогенности и плюрализму, как важному элементу инклюзивной корпоративной культуры вуза.

С педагогической точки зрения особо важным является индивидуальный и дифференцированный подход к гетерогенным группам, требующий особого внимания ректората и преподавательского состава университета. Например, в НовГУ такими группами являются лица с ОВЗ и иностранные студенты.

В Новгородском университете обучается 31 студент, имеющий инвалидность, что составляет 0,7 % от общего числа студентов дневного отделения. Представители этой гетерогенной группы требуют не показного сочувствия и сопереживания, а продуманной психолого-педагогической поддержки. С этой целью на базе Центра инклюзивного образования НовГУ создан студенческий научный кружок «Тьютор в инклюзивном образовании». Членами кружка являются студенты направления подготовки – специальное (дефектологическое) образование, которые знакомятся с профессиональными обязанностями тьютора в университете, а также в дошкольных и школьных специальных образовательных учреждениях города (Клыпутенко [Klyputenko], 2015, с. 422).

Особую гетерогенную группу в вузе составляют иностранные студенты, привлечение которых в российские вузы сегодня является особо актуальным с учетом неблагоприятного демографического фактора (снижение общего количества абитуриентов, поступающих в вузы).

Если в течение ряда лет Советский Союз занимал второе место (после США) по числу иностранных студентов, то сейчас Россия по числу иностранных студентов находится на 9 месте, и даже доля иностранных студентов в общем количестве студентов внутри России существенно снизилась. В частности, происходит снижение численности студентов из большинства стран СНГ, обучающихся в российских вузах по очной форме, уменьшается контингент студентов из дальнего зарубежья (Торкунов [Torkunov], 2013).

В настоящее время в НовГУ обучается 550 студентов из различных стран мира, что составляет около 7% от общего количества студентов дневного отделения. Инклюзия иностранных студентов является важным аспектом образовательной политики вуза. С целью выяснения реальной картины в НовГУ был проведен опрос 70 иностранных студентов. Около половины опрошенных первокурсников считают психолого-педагогическое сопровождение их учебной деятельности недостаточно эффективным. Такая оценка существенно изменяется в позитивную сторону у студентов старших курсов. Это связано с тем, что в процессе обучения в университете иностранные студенты приобретают новый опыт и новые компетенции, среди которых: прогресс в освоении русского языка; развитие профессиональной компетентности; навыки международного общения; умение урегулировать конфликты. При этом значительная часть студентов участвовала не только в учебной, но во внеаудиторной деятельности. Наиболее популярными формами такой деятельности респонденты назвали: фестивали, Кухни народов мира, творческие конкурсы, спортивные мероприятия.

Важным результатом анкетирования стало то, что более половины опрошенных готовы рекомендовать обучение в НовГУ представителям своей страны. Это говорит о том, что на данном этапе иностранные студенты в основном удовлетворены проживанием в России и обучением в университете.

В заключении хотелось бы обозначить важный дискуссионный вопрос: сохранять выявленные различия как данность или попытаться их нивелировать, смягчить, для того чтобы интегрировать всех обучающихся в единую образовательную среду вуза?

Выбирая ответ на данный вопрос, необходимо принять во внимание, что фундаментом организационного развития вуза в современных условиях становится многообразие. Руководить разнообразием означает опираться на знания преподавателей, сотрудников и студентов, принадлежащих к различным гетерогенным группам, идентифицировать их личностные потенциалы, для того, чтобы оптимально использовать их во благо организации. Для того чтобы университет мог стать университетом равных возможностей, требуется время, значительные финансовые вложения и, самое главное, необходима подготовка педагогов, способных работать в инклюзивной образовательной среде.

Литература

  • Зборовский, Г. Е. & Шуклина, Е.А. (2016): Обучение детей мигрантов в Западной Европе: существующие подходы и их эффективность.В: Вестник нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: социальные науки. №1 (41).Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород), С. 158-167 [Zborovsky G. E. & Shuklina E. A., (2016): Training of migrant children in Western Europe: existing approaches and their efficiency. Bulletin of the Nizhny Novgorod university of N. I. Lobachevsky. Series: social sciences. No. 1 (41). National research N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (Nizhny Novgorod). pp. 158-167].
  • Клыпутенко, В. В. (2015): Инклюзивная образовательная среда Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, С. 420-423 [Klyputenko, V. V. (2015): Inclusive educational environment of the Novgorod state university of Yaroslav the Wise. Inclusive education: results, experience and prospects: the collection of materials III of the International scientific and practical conference / under the editorship of S. V. Alekhina. – M.: MGPPU, pp.420-423]
  • Певзнер, М.Н., Петряков, П.А. & Ширин А.Г. (2014): Педагог в мире многообразия: ведущие идеи и ожидаемые результаты нового международного проекта. В: Инклюзивное образование: Проблемы и перспективы. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Сетевое взаимодействие университетов с социальными партнерами в области инклюзивного образования: международный и региональный аспект» (Великий Новгород, 19-21 мая 2014 года) / сост. Е.В. Иванов; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород. С. 24-34 [Pevzner M. N., Petryakov P. A. & Shirin A. G., (2014): The teacher in the world of variety: the leading ideas and the expected results of the new international project. In: Inclusive education: Problems and prospects. Collection of scientific works on materials of the international scientific and practical conference “Network interaction of universities with social partners in the field of inclusive education: international and regional aspect” (Veliky Novgorod, May 19-21, 2014) / сост. E. V. Ivanov; НовГУ of Yaroslav the Wise. – Veliky Novgorod, pp. 24-34].
  • Торкунов, А. (2013): Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России. [Torkunov A. (2013): Education as the tool of “the soft force” in foreign policy of Russia.] URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1467#top-content

Об авторе

Петр Анатольевич Петряков: доцент, доктор пед. науки, директор Центра информационных образовательных технологий и международной коммуникации, заведующий кафедрой педагогики, технологий и ремесел Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород (Россия). Контакт: pap15@yandex.ru

Category: